...Когда Государь повинуется закону, то да не дерзнет
никто противиться оному...
Петр I
Ассоциация иммиграционных адвокатов
 Общественный информационный портал
Комитет миграционного контроля   Санкт-Петербург
ЗаконыСправочная информацияСтатьиО нас
e-mail Телефон 271-55-13 
Главная
За зарплату
Миграция в ЕС
Миграция в РФ
Для работодателей
Для граждан РФ
О гражданстве РФ
Карта сайта
  Главная arrow Для работодателей arrow Миграционный аудит

Миграционный аудит своими силами

На сегодняшний день мы все чаще используем в своем бизнесе трудовые ресурсы ближнего и дальнего зарубежья. Ни для кого не секрет, что привлечение иностранных граждан на работу дает возможность существенно сэкономить на фонде оплаты труда, но сопутствующие риски порой отбивают всю охоту отечественных компаний трудоустраивать не граждан РФ.
Российское законодательство об использовании иностранной рабочей силы достаточно сложное, а его нарушение в части несоблюдения установленных норм и регламентов, отсутствие или неправильное оформление документов, незнание специалистов по персоналу нюансов и тонкостей миграционного учета может стоить компании штрафов до  800 000 рублей за каждого иностранного гражданина в штате.
С целью минимизации рисков и во избежание штрафных санкций имеет смысл осилить азы проведения миграционного аудита собственными силами.
При обращении иностранного гражданина в Вашу компанию с целью трудоустройства, он должен иметь при себе оригиналы паспорта, миграционной карты, разрешения на работу (РнР) и бланк миграционного учета (3-х месячная либо годовая регистрация в соответствии с 109 ФЗ, где принимающей стороной может выступать как физическое, так и юридическое лицо). Административная ответственность (штрафы) за отсутствие у иностранного гражданина медицинского полиса предусмотрена только для лиц, которые находятся на территории РФ менее 90 дней. (Порядок въезда/выезда иностранного гражданина в РФ регламентируется 114 ФЗ, подробнее о наказаниях, предусмотренных за нарушения закона, можно прочитать в ст.18.8.)
В соответствии с 109 ФЗ для принятия иностранного гражданина на работу не имеет значения, на какое юридическое лицо было изначально выдано разрешение на работу. Вопрос переоформления разрешения на работу на нового работодателя согласно российскому законодательству попадает под ответственность самого иностранного гражданина (должен в течении 7 рабочих дней после заключения нового трудового договора обратиться в ФМС и переделать РнР на нового работодателя в соответствии с 115 ФЗ), но наказание в данном случае никакого не предусмотрено. Иностранный гражданин может и лично оформить разрешение на работу без указания конкретного работодателя – это не будет нарушением.
Основными критериями соблюдения действующего миграционного законодательства и минимизации рисков со стороны работодателя является допуск к работе иностранного гражданина исключительно при наличии действующего разрешения на работу (проверить подлинность РнР можно на нашем сайте- раздел разрешение на работу) и соблюдения территории действия разрешения. То есть Вы как работодатель, принимая иностранного гражданина на работу, обязаны проверить на официальном сайте ФМС подлинность разрешения на работу и ежедневно в начале рабочего дня проверять фактическое наличие разрешения у работника. В случае, если разрешение выдано на ведение трудовой деятельности на территории Ленинградской области – работать в Санкт-Петербурге иностранный гражданин не имеет права, как собственно и наоборот. Административная ответственность за допуск такого сотрудника к работе без РнР и несоблюдение территории действия разрешения ложиться на работодателя! Что делать, если проверка «застала» иностранного гражданина на рабочем месте без оригинала РнР? В первую очередь научите своего сотрудника не паниковать! Иностранное подданство на самом деле ставит Вашего сотрудника в очень удобное положение – всегда можно сослаться на незнание русского языка и требовать предоставление переводчика (при этом не соглашаясь на предоставленного проверяющими органами переводчика), что даст возможности «потянуть» время и определить свои последующие действия. В случае отсутствия видимых признаков принадлежности работников к вашей организации (наличие бейджей, формы и т.п.), можно объяснить присутствие иностранного гражданина на территории предприятия следующим образом: был приглашен на собеседование для последующего трудоустройства, показывают производство будущему работнику, элементарно зашел в гости к знакомому, который работает в данной организации.
В случае необходимости привлечения иностранного гражданина к работе на территории, отличной от согласованной в разрешении, должны быть оформлены командировочный лист и информационное письмо в точку командирования. При этом обращаем ваше внимание, что в соответствии с законодательством иностранный работник может находиться в командировке на отличной от согласованной в РнР территории не более 10 дней в общем количестве дней действия разрешения на работу!
Таким образом, главное для работодателя – чтобы разрешение на работу было, оно действовало, было соблюдено требование по территории привлечения на работу. Несоблюдение указанного в РнР вида деятельности и факт непереоформления разрешения на работу с предыдущего работодателя на Вашу компанию сами по себе не являются основаниями для привлечения к ответственности и применению штрафных санкций. Иностранный гражданин может при наличии действующего разрешения на работу быть официально трудоустроенным в нескольких организациях.
Рассмотрим вопрос непосредственно оформления иностранного работника на работу. Обязательным условием является наличие договора, регламентирующего трудовые отношения (трудовой договор, договор найма, договор лизинга персонала и т.д.). При принятии на работу иностранного гражданина работодатель в соответствии с п.9 ст. 13 «Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях» 115 ФЗ обязан в течении 3-х рабочих дней уведомить об этом местные органы федеральной миграционной службы (ФМС) и центра занятости (ЦЗН) (уведомление о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы). В ведомство данной нормы закона попадают факты заключения и расторжения трудовых договоров, гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, а предоставление им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течении года. Необходимость уведомления местных органов налоговой службы определена внутренними распоряжениями самой ФНС. На сегодняшний день юристы не могут прийти к единому мнению в отношении законной необходимости уведомления налоговых служб о принятии иностранного гражданина на работу, но работодатели перестраховываются и уведомляют все 3 органа. Возвращаясь к вопросу несовершенства норм российского законодательства, обратим Ваше внимание на тот факт, что к ответственности работодатель может быть привлечен исключительно по факту неуведомления служб, а не за нарушение сроков уведомления. То есть если к Вам приехала проверка, Вы можете в этот же день еще уведомить все обязательные органы и приложить к делу отрывные части бланков уведомления с пометками должностных лиц о принятии текущей датой. Уведомлять УФМС, ЦЗН и МИФНС можно как лично при обращении, так и при помощи почтовой связи.
В случае увольнения иностранного работника, работодатель также должен уведомить о данном факте все вышеуказанные органы, а у работника в распоряжении будет 15 календарных дней для дальнейшего трудоустройства, иначе ему будет необходимо покинуть территорию Российской Федерации.
Разберем подробнее сам процесс осуществления уполномоченными государственными органами проверок соблюдения миграционного законодательства на предприятиях. Проверки бывают плановые (обязательно уведомление о планируемом аудите в соответствии с 224 ФЗ) и неплановые (в Санкт-Петербурге согласовываются с прокуратурой). Также проверки не зависимо от плановости бывают выездные (в данном случае проверяются данные по факту, т.е. тех сотрудников, кто фактически на момент проверки находится на территории предприятия) и документарные (осуществляется запрос любых необходимых документов от предприятия в рамках полномочий проверяющего органа).
Порядок проведения проверок органами ФМС устанавливается «Регламентом проведения проверочных мероприятий по соблюдению положений законодательства РФ в сфере миграции территориальными органами ФМС» в соответствии с Приказом №10 от 16.01.2007 г. В соответствии с п.5 Регламента график плановых проверок в первую очередь формируется из следующих предприятий:
1.    организации, которым устанавливались квоты на иностранную рабочую силу;
2.    организации, которым выдавались разрешения на привлечение к работе иностранных граждан;
3.    организации, от которых были получены уведомления об оформлении на работу иностранных работников, въехавших в РФ в безвизовом порядке;
4.    объекты, где традиционно используется труд иностранных работников (например, строительные площадки, оптовые и розничные рынки и т.п.);
5.    организации, которые ранее допускали нарушения миграционного законодательства.
Проверять Ваше предприятие уполномочены органы прокуратуры, федеральной миграционной службы (ФМС) и полиции. Прокуратура имеет достаточно широкие полномочия в вопросе проведения проверок, но проводит аудит исключительно совместно с ФМС либо полицией. Федеральная миграционная служба для проведения проверки должна получить распоряжение на такой аудит, тем не менее в рамках законодательства имеет право возбудить административное расследование по факту обнаружения нарушения (т.е. без распоряжения в случае обнаружения видимых признаков нарушения либо получении информации о нарушениях от 3-х лиц в соответствии с п.7 Регламента). Самостоятельно ФМС не имеет возможности применять какие-либо меры при нарушении миграционного законодательства, ее задача – фиксировать факты нарушения с целью дальнейшего применения мер административного наказания. Также обращаем Ваше внимание на тот факт, что ФМС не имеет законного права задерживать или «доставлять к себе» иностранных граждан – исключительно «приглашать»! Поэтому если Ваши иностранные сотрудники были доставлены в управление ФМС – Вы можете беспрепятственно их забрать, оставить при этом изъятые документы в ФМС (обязаны выдать протокол изъятия на документы каждого иностранного гражданина) и поручить далее заниматься данным вопросом своим юристам или адвокатам.    
Проверять соблюдения «буквы закона» в части ведения трудовой деятельности иностранным гражданином имеют право только прокуратура и ФМС, полиция же может проверить исключительно наличие у иностранных граждан необходимых документов.
Если на Вашей организации планируется проведение аудита – не паникуйте! Помните, что главный Ваш ресурс – время, а главное оружие – информация. Принимая на работу иностранного гражданина, заранее проинструктируйте его как вести себя в случае проверки, проговорите пошагово его действия, подготовьте «легенду». Сотрудник должен четко следовать указаниям и не давать возможности себя запугивать.
Проверяющие органы должны предоставить ответственному лицу предприятия распоряжение на проведение проверки в 2-х экземлярах. В распоряжении должны быть указаны абсолютно все участники проверки, отражено время начала осмотра (именно с этого времени можно начинать фиксировать нарушения), Ваш экземпляр распоряжения должен быть предоставлен Вам в течении 1 суток. Осмотр предприятия (собственно проверка) не может быть начат без вручения и подписи распоряжения. Не стесняйтесь задавать представителям проверяющих органов вопросы, просить разъяснения законодательства, своих прав и т.д. – чем позже Вы поставите свою подпись и время начала аудита на распоряжении, тем больше выиграете времени для устранения возможных нарушений.
В п.13 Регламента указано, что сотрудник ФМС вправе запрашивать у работодателя следующие документы:
1.    уставные документы;
2.    документы, подтверждающие право собственности или аренды на помещения, где ведется бизнес;
3.    разрешение на право привлечения и использование иностранных работников (если таковое предусмотрено законодательством РФ);
4.    штатное расписание, при этом должность иностранного работника в штатном расписании должна соответствовать должности,  указанной в  разрешении на работу и трудовом договоре;
5.    уведомления о привлечении и использовании иностранных работников, прибывших в Россию в безвизовом порядке;
6.    табель учета рабочего времени.
В случае, если предприятие занимается розничной торговлей, имеет смысл ознакомиться с Постановлением Правительства РФ №1003 от 29.12.2007 г. «Об установлении допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли в области спорта на территории РФ».
Во время проведения проверки представители уполномоченных органов изымать ничего, кроме поддельных документов, не имеют права. В случае же изъятия у иностранного гражданина документов – должны составить протокол изъятия и выдать его копию.
По окончанию проверки должен быть оформлен протокол осмотра, при этом в случае выявления каких-либо нарушений должны быть привлечены понятые. Сотрудники Вашего предприятия не должны соглашаться выступать в роли понятых – это вынудит поверяющих искать понятых за пределами организации, что также играет Вам на пользу в вопросе получения дополнительного времени. В случае запроса со стороны проверяющих органов у Вас каких-либо документов – настаивайте на оформлении письменного запроса.
Главное, помните – не стоит бояться проверок! Лучший совет – изначально строить свои трудовые отношения с мигрантами в рамках правового поля, стараясь соблюдать основные нормы и требования законодательства, и тогда Вам не будут страшны никакие проверки.
 
Поздравляем
Контакты
Площадь Восстания
Режим работы:
пн.-пт.с 10:00 до 19:00
сб.с 11:00 до 17:00
вс.выходной
   Комитет миграционного контроля. Санкт-Петербург  
Rambler's Top100