|
|
Главная Аналитика Кадровое планирование
Основы кадрового планирования
|
Кадровое планирование охватывает ряд основополагающих для деятельности компании вопросов: какое количество работников, какой квалификации, когда и на какой период могут потребоваться, где их найти в кротчайшие сроки, как эффективно использовать их профессиональные навыки, как подготовить высококвалифицированного специалиста «под себя» и каких это затрат потребует? Таким образом кадровое планирование – это деятельность организации, направленная на обеспечение рабочими местами работников в нужное время и в необходимом количестве в соответствии с профессиональным уровнем и потребностями последних. Первым этапом кадрового планирования является формулировка задач/миссии/целей организации, из чего формируется потребность в человеческих ресурсах. При этом необходимо учитывать имеющиеся ресурсы и свои возможности в привлечении новых в разрезе времени и имеющегося на рынке спроса. Основные вопросы, которые решает кадровое планирование, это: - какое количество работников, какой квалификации, когда и на какой период времени потребуется; - каким образом должно происходить привлечение необходимого персонала, сокращение либо оптимизация имеющегося штата; - как повысить эффективность использования персонала в соответствии с его квалификацией, опытом, способностями и потребностями; - методы способы профессионального развития персонала, мотивация персонала; - расходы на решение кадровых задач. По срокам кадровое планирование бывает краткосрочное (до 1 года) и долгосрочное (от 3 и более лет). Краткосрочное кадровое планирование зачастую основывается на оперативном плане, который рассчитывается на срок до одного года. Для разработки оперативного плана работы с персоналом используется следующая информация, которая обычно берется из специально разработанных анкет: - постоянный состав работников (ФИО, возраст, место жительства, срок работы в организации и т.д.); - структура персонала (квалификация, национальная принадлежность, наличие малозащищенных слоев общества, удельный вес высококвалифицированных сотрудников и т.д.); - показатель текучести кадров; - выполнение табеля рабочего времени (смены, отпуска, простои из-за болезни); - заработный фонд организации, в том числе все необходимые налоги и платежи; - льготы, государственные программы, социальные пакеты. Долгосрочное кадровое планирование базируется на плане человеческих ресурсов, который составляется обычно на 3-5 лет. В соответствии с планируемыми темпами развития производства и прогнозами состояния рынка рабочей силы, компании необходимо просчитать численность и структуру штата в будущем. Основные моменты, на которые необходимо обращать внимание для составления плана человеческих ресурсов, следующие: 1. Создание группы кадрового планирования с четким формированием целей и обязанностей; 2. Определение задач персонала в работе компании при условии: - планы организации в области пополнения основных фондов; - планы компании в области реорганизации; - изменение ассортимента и объемов производства; - финансовые ограничения компании. 3. Структурирование использования кадровых ресурсов: - по категориям; - изучение уровня текучести кадров в разных категориях и ее влияние на работу компании; - объем сверхурочных работ; - оценка эффективности работы нынешних сотрудников и их потенциала; - оценка уровня конкурентоспособности компании в вопросе финансово мотивации персонала по сравнению с другими организациями. 4. Внешняя среда деятельности организации: - перспективы привлечения нового штата; - демографическая ситуация в стране, социальная политика государства; - развитие инфраструктуры, государственные и частные программы по обеспечению жильем населения; - международный опыт ведения кадровой политики. 5. Развитие рынка труда: - влияние международной текучки кадров; - политика местных организаций в вопросах найма и увольнения персонала; - прогнозирование привлечения невостребованных в данный момент работников (фрилансеры, работники на неполный рабочий день и т.д.). Вышеуказанная информация дает возможность спрогнозировать сколько работников и какой квалификации может понадобиться на разных этапах реализации целей компании. В плане человеческих ресурсов должно быть отражено: 1. Список должностей либо конкретных специалистов, которые в будущем могут быть привлечены либо выведены из штата компании; 2. Возможная и приемлемая для компании степень реорганизации персонала; 3. Необходимые изменения в высшем и среднем менеджменте компании; 4. Необходимость в обучении кадров; 5. Четко сформулированные программы найма и сокращения персонала; 6. Методы минимизации возможных проблем с имеющимся персоналом (недовольство сотрудников, страйки, преждевременное увольнение или выход на пенсию, декретные отпуска и т.д.) Итак, первой ступеней кадрового планирования является планирование потребности в персонале. Определяют 4 категории сотрудников, по которым осуществляется планирование: 1. Действующий персонал; 2. Новенькие; 3. Потенциальные работники; 4. Персонал, который ранее работал в организации и в данный момент в силу разных причин там не работает. Выделяют качественные и количественные показатели в кадровом планировании. При количественном планировании используют балансовый, нормативный и статистический метод, которые определяют соответственно распределение имеющихся у компании ресурсов на имеющиеся потребности, нормы затрат на единицу продукции и зависимость анализируемых показателей от других факторов. При качественном планировании используются метод экспертной оценки (привлечение эксперта для выявления и устранения слабых сторон действующей кадровой политики), метод групповых оценок (работа с группами, которые совместно разрабатываю план мероприятий по улучшению качества кадро
|
|
|
|
|
Режим работы: |
пн.-пт. | с 10:00 до 19:00 | сб. | с 11:00 до 17:00 | вс. | выходной | |
|
|