...Когда Государь повинуется закону, то да не дерзнет
никто противиться оному...
Петр I
Ассоциация иммиграционных адвокатов
 Общественный информационный портал
Комитет миграционного контроля   Санкт-Петербург
ЗаконыСправочная информацияСтатьиО нас
e-mail Телефон 271-55-13 
Миграция в цифрах
Аналитика
Периодика
График работы ФМС
График работы отделов управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу.
Образцы документов
  Главная arrow Миграция в цифрах arrow Женская миграция

Женская трудовая миграция

Е.В. Тюрюканова
(полностью опубликовано в: Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация. М.: РИЦ ИСЭПН, 2002, с. 64-80)
<...>

Международная трудовая миграция на рубеже XX-XXI веков: гендерный аспект

Интернационализация экономик, с одной стороны, и неравномерность развития стран - с другой, привели к тому, что трудовая миграция приобрела беспрецедентное социально-экономическое и политические значение в современном мире. Сегодня в миграционный трудовой обмен вовлечены практически все страны. Только легальных трудовых мигрантов в мире насчитывается от 120 до 200 млн. человек (по сравнению с 75 млн. в 1965 году)1. Разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах - основная движущая сила такой миграции. В 1995 году почасовая оплата труда в производстве составляла 0,25 долларов в Индии и Китае, 0,6 - в России, 2,09 - в Польше против 17,20 в США, 23,66 - в Японии, 31,88 - в Германии2.

Устойчивая трудовая миграция за несколько десятилетий привела к сегментации рынков труда в развитых странах и выделению секторов, занятых преимущественно мигрантами. Это, в первую очередь, непрестижные рабочие места, не требующие высокой квалификации, с тяжелыми условиями труда и низкой оплатой, это наиболее дискриминируемые, неформальные или теневые сегменты занятости. Женщины-мигранты заняты в основном в индустрии досуга и развлечений (танцовщицы в ресторанах, стриптизерши, участницы шоу-программ, секс-услуги), общественных услугах (низший персонал гостиниц, баров, фитнес-центров и т.п.), домашнем обслуживании (няни, гувернантки, домработницы, уход за детьми, престарелыми и больными). Мигранты-мужчины используются в строительстве, на тяжелых участках крупного промышленного производства, других неквалифицированных и тяжелых работах. В результате двоякой - национальной и гендерной - сегрегации работников на рынках труда индустриально развитых стран складывается специфическое разделение труда, в котором женщины-мигранты играют вполне определенную роль. Это разделение труда между национальными работниками и мигрантами, а также между самими мигрантами по гендерному признаку в настоящее время представляет нечто большее, чем просто наличие определенных экономических ниш мигрантов разных национальностей на рынках труда принимающих стран. Оно перерастает в определенный экономический режим, на котором строится в значительной мере экономика развитых индустриальных государств, причем экономическое и социальное благополучие этих стран все больше и больше зависит от притока труда мигрантов. Вряд ли уже сегодня можно сказать то же самое про Россию, но она явно идет по пути других европейских стран; в ней развивается аналогичный процесс формирования мигрантских ниш занятости, позволяя предположить, что через какое-то время российская экономика будет так же зависеть от притока труда мигрантов, как сегодня зависят от него экономики развитых стран. Такой вывод представляется справедливым, если учесть тенденцию падения численности населения.

Феминизация миграционных потоков, т.е. увеличение доли женщин в общем количестве мигрантов, признается специалистами характерной чертой новейшего этапа развития международной трудовой миграции3. Во многом это связано со структурными изменениями в мировой экономике, сопровождающими глобализационные процессы: относительное снижение в послевоенный период производственно ориентированного сектора мировой экономики и рост сервисно ориентированного комплекса, в широком смысле именуемого экономикой услуг (service economy)4. Все большее доминирование сферы услуг в структуре занятости формирует постоянно растущую потребность развитых наций в женщинах-мигрантах, занятых неквалифицированным трудом в сфере сервиса5.

По оценкам Международной организации по миграции, в Европу ежегодно переправляется около полумиллиона иностранных проституток. В Германии три из четырех проституток - приезжие, в Голландии - каждая вторая6. Секс-индустрия и секс-туризм в мегацентрах индустриально развитых наций, являясь составной частью глобальной "экономики услуг", представляют транснационально организованный сверхприбыльный бизнес по переправке женщин из одних стран в другие с целью сексуальной эксплуатации. Сегодня сфера сексуальных и околосексуальных услуг предоставляет большую часть миграционных возможностей для женщин из стран-доноров. Та волна "русской" (а на самом деле - СНГ-вской) проституции на Западе, которая имела и имеет шумный резонанс в западных СМИ, просто говорит о "выходе" наших женщин на мировую сцену миграции. Они пришли вслед за подобными секс-волнами из Филиппин, Китая, Колумбии (60-70-е годы), а затем Польши, Болгарии, Румынии (вторая половина 80-х годов). В 1997 году 175 тысяч женщин и девушек были проданы из Восточной и Центральной Европы, а также из России и стран СНГ на секс-рынки развитых стран Европы и Америки7. Выход из изоляции региона Центральной и Восточной Европы, включая пространство бывшего СССР, инициировал новый передел западного рынка секс-услуг.

Хотя сам феномен торговли людьми известен еще с начала XX века (Международный договор о торговле белыми рабынями 1904 года), современная глобализация придает ему новые формы, которые трактуются сегодня как проявление рабства XXI века и грубое нарушение основных прав человека.

Рост мобильности населения (как и в случае с товарами, финансами и информацией) ведет к необходимости существенных сдвигов в механизмах управления этими процессами со стороны государств и правительств. Противоречие между наднациональными экономическими и социальными процессами и институтами, с одной стороны, и национальной концепцией управления этими процессами и институтами - с другой, становится все более очевидным. Это противоречие выражается в так называемом кризисе управления. Подобно тому, как в результате интернационализации производства и роста международных финансовых трансакций, исчисляемых сотнями миллионов долларов ежедневно, правительства теряют миллионы долларов годовых налогов8, также становится затруднительным для государственной власти удерживать контроль над передвижением населения. Результат - рост нелегальной миграции. В 1996 году в США проживало от 4,6 до 5,4 млн. нелегальных мигрантов9. В России, по нашим оценкам, насчитывается около 4 млн. нелегальных трудовых иммигрантов10. Женщины в силу различных причин, о которых будет сказано ниже, концентрируются именно на нелегальном полюсе миграции.

Характер труда - основной фактор маргинализации женской миграции

Причины маргинализации женской миграции стоит искать в объективной экономической сфере, в первую очередь, в характере труда, которым заняты женщины-мигранты, и в их роли в экономических структурах общества. Женщины-мигранты заняты в наиболее дискриминируемых, неформальных и теневых сегментах мигрантской занятости. Труд в сфере услуг, куда в основном привлекаются женщины-мигранты, имеет ряд особенностей, которые делают работников этой сферы более уязвимыми и менее социально защищенными, чем занятых в других отраслях экономики. Труд по производству услуг, будь то в частной или общественной сфере, традиционно не признавался и до сих пор de facto не признан равноправным по социальному и экономическому значению другим видам труда. Особенно это касается так называемых домашних услуг11.

О том, что женщины-мигранты трудятся в наименее престижных сферах занятости, говорит оплата их труда. В соответствии с данными выборочного обследования ИСЭПН РАН в группе низкооплачиваемых трудовых мигрантов (до 500 долларов в месяц) соотношение женщин и мужчин составляет 3:1, в то время как в группе высокооплачиваемых мигрантов (свыше 1000 долларов в месяц) эта пропорция изменяется на противоположную 1:3. Низкий статус труда, которым заняты мигранты, помимо объективной экономической стороны имеет и субъективное проявление. Складывается отрицательный социальный имидж женщин-мигрантов, определенная стигма на их образе в глазах общества, основанная на том, что они обычно выполняют непрестижную, часто общественно порицаемую работу.

Специфика женской трудовой миграции связана не только с наличием типичных секторов занятости женщин-мигрантов и непрестижным характером труда в этих секторах, но и с другими моментами. Это большая гибкость труда женщин, который сложнее поддается регламентации в контрактах, носит индивидуальный ("штучный") характер. Это также социально-демографические особенности мигрантов (молодой и очень молодой возраст, неполное образование). Немаловажной особенностью женской трудовой миграции является большое количество скрытых мотивов (брачные, эмиграционные)12.

Благодаря всему этому женская трудовая миграция в России превратилась за прошедшие 10 лет в "зону" повышенного риска и массовых нарушений прав человека. Особенно это относится к так называемой рискованной или маргинальной занятости, к которой относится, во-первых, собственно секс-занятость, и, во-вторых - околосексуальная занятость, которая часто оказывается сопряжена с секс-услугами (танцевальные шоу, стриптиз, консумация, эскорт-сервис, модельный бизнес и т.п.).

В 2000 году был проведен опрос13, показавший, что за почти десятилетний период существования свободной миграции из России, во-первых, сформировались контингенты так называемых потенциальных мигрантов, в том числе, женщин, а во-вторых, среди этих контингентов сложились определенные представления о трудовой миграции и определенный круг миграционных предпочтений. Поскольку процесс развивался практически "с нуля", то сегодня, спустя 8 лет после официального рождения трудовой миграции, интересно проследить, как российские женщины ответили на те возможности и угрозы, которые она им принесла (таблица 5).

Таблица 5. Предпочитаемые сферы занятости потенциальных мигрантов

Сферы занятости

% ответов

Общественный сервис (персонал отелей, ресторанов, мелкая торговля и др.)

51

Домашние услуги (няни, домработницы, гувернантки, сиделки и т.п.)

56

Развлечения (танцовщицы, модели, стриптизерши и т.п.)

5

Медико-оздоровительные услуги (анимация, фитнес-клубы, массажные салоны и т.п.)

5

Сезонные работы в сельском хозяйстве

16

Любая работа, если на хороших условиях

44

Другое

30

Наиболее популярными сферами занятости является общественный и домашний сервис. Больше 1/3 респондентов согласны на любую работу, если условия их устроят, т.е. не имеют четких предпочтений относительно сфер занятости. Это говорит о гибкости предложения труда со стороны России как страны-донора и готовности "подстраиваться" под спрос на труд в принимающих странах. Поэтому дальнейшая сегрегация работников на рынках труда индустриально развитых стран имеет все шансы на углубление и воспроизводство.

Абсолютным "большинством голосов" нормальными признаны такие виды труда, как работа по дому, уход за детьми и пожилыми, а также работа фотомодели и манекенщицы (таблица 6). В то же время такая занятость попадает в сферу риска из-за того, что она осуществляется чаще всего вне официального рынка труда, т.е. является неформальной.

Таблица 6. Отношение респондентов к отдельным видам работы, %



Нормальная работа

Постыдная работа

Работа для тех, кто больше ничего не умеет

Общественно-вредная работа, ее нужно запретить

Танцовщица в развлекательных заведениях, стриптизерша

35

23

35

4

Консумация (девушка для «раскручивания» клиентов в баре)

17

17

46

16

Интимные услуги

4

35

33

23

Фото-модель или манекенщица

79

-

14

2

Няня по уходу за детьми, больными, престарелыми

84

-

14

-

Домработница

79

4

14

2

Что касается секс-услуг, то только 4% считают эту работу нормальной. Почти четверть опрошенных - сторонники строгого запрета проституции. В то же время немалая часть женщин признает нормальной работу стриптизерши, а также (несколько меньше) консумацию и прочие виды эксплуатации женской натуры в сфере досуга. Однако во многом на эти виды занятости распространяется тот имидж, который существует в общественном сознании по отношению к проституции. По данным опроса, ответы на вопрос: "Часто ли в предложениях для танцовщиц, девушек для консумации и т.п. подразумевается секс-занятость?" распределились так: часто - 53%; иногда - 18%; никогда - 0%; не знаю - 3%; для 26% респондентов эти виды занятости практически сливаются с проституцией и секс-эксплуатацией.

Среди наших респондентов практически не оказалось женщин, готовых легко согласиться на занятость в секс-сфере или на совмещение "нормальной" работы с секс-занятостью. 84% опрошенных полностью исключают для себя варианты работы, связанные с секс-услугами. 7% считают это нежелательным и только 2% отметили вариант "Смотря сколько за это заплатят" (5% не определились с ответом).

Вопрос анкеты "Какой из вариантов работы Вы бы предпочли?" дает основание судить о том, сколько потенциальных мигрантов-женщин готовы на секс-занятость за рубежом: 5% - где больше платят, но интим не исключается; 90% - где меньше платят, но интим исключен; 5% - нет ответа.

Однако если мы проанализируем распределение ответов на этот вопрос по возрасту, то в молодых (до 30 лет) и очень молодых группах (до 20 лет) ориентация на секс-занятость значительно выше и доходит до 25%.

12% считают, что практически вся работа за рубежом для молодых девушек сводится к секс-услугам. Если женщина исключает для себя секс-занятость, то круг возможных вариантов выезда для нее существенно сужается. Действует правило: интим исключен - исключена и возможность миграции.

В настоящее время все перечисленные сектора занятости, включая домашние и общественные услуги, являются "сферами риска", во-первых, из-за особенностей трудовых отношений в данных видах занятости, а во-вторых, поскольку абсолютно законных каналов трудовой миграции по массовым профессиям практически не существует.

Масштабы и организация женской трудовой миграции из России

До 1993 года выезд за границу для работы носил очень ограниченный, избирательный, строго элитарный характер. Для людей массовых профессий возможности выезда практически отсутствовали. Нормативно-правовой базы и институционального обеспечения свободной трудовой миграции не существовало.

После 1993 года происходит либерализация миграционного законодательства, начинает формироваться правовая база, создается система институтов, занимающихся вопросами трудовой миграции; благодаря средствам массовой информации, образуется некое информационное поле, несущее регулярную информацию о возможностях зарубежного трудоустройства. В это время начинает действовать Федеральная миграционная служба (ФМС) как головной государственный орган, принимающий решения по трудовой миграции, полномочия которой в 2000 году были переданы Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики России, а в 2001 году - МВД. Принимается Закон о въезде и выезде, законодательно закрепляющий право российских граждан на свободное передвижение и выбор места жительства и работы за пределами страны, отменяющий выездные визы. Появляются негосударственные организации, легально (по лицензии ФМС) занимающиеся трудоустройством российских граждан за рубежом. Заключается ряд межправительственных соглашений по обмену рабочей силой: сегодня Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией, Швейцарией, Китаем, Польшей, Вьетнамом и некоторыми другими странами. Зарубежные работодатели и их агенты получают возможность рекламы и подбора кадров в России.

В результате всех этих мероприятий трудовая миграция теряет свой элитарный характер, становится более массовой, доступной для представителей многих социальных и профессиональных групп. Работники массовых профессий получают возможность выезда за границу на работу: строители, рабочие, водители транспорта, медицинские работники, преподаватели, ученые, работники сферы услуг. К настоящему времени формирование нормативно-правовой и институциональной инфраструктуры временной трудовой миграции из страны еще не завершено, продолжается также расширение ее социальной базы.

Официальными каналами трудовой миграции из России сегодня является выезд через систему фирм по трудоустройству российских граждан за рубежом, работающих по лицензии Минфедерации России, а также в рамках межгосударственных соглашений. По этим каналам в 2000 году выехало 45,8 тыс. человек, из которых только 5,8 тысячи женщин, или 12,5% от общего числа трудовых мигрантов. Несмотря на растущую динамику числа трудовых мигрантов, доля женщин до 2000 года не поднималась выше 10%, благодаря тому, что по наследству от советских времен большую часть официально трудоустроенных за рубежом составляют моряки и работники морской индустрии (таблица 7). По нашим оценкам, официальная цифра составляет не более 5% от общего потока женской трудовой миграции из страны, т.е. в обход официальных каналов трудовой миграции ежегодно выезжает в 20 раз больше женщин, чем фиксирует статистика. Это самостоятельное трудоустройство по личным каналам, а также выезд через нелегально (без лицензии) действующих посредников. Однако и выезд по официальным каналам не гарантирует полной легальности миграции. До 90% действующих фирм-лицензиатов предоставляют женщинам гостевые или туристические визы, не дающие права на работу за рубежом. Таким образом, тот путь трудовой миграции, который сегодня считается легальным, на деле не является таковым. Сфера трудовой миграции в современной России - это блестящая иллюстрация к уже отмеченной специалистами особенности российской теневой экономики не только не противостоять формальной, но существовать внутри последней, опираясь на ее официальный статус14. Причем теневые и неофициальные отношения и структуры работают зачастую эффективнее, чем законные механизмы. Если сегодня предположить гипотетическую ситуацию, когда все нелегальные каналы выезда и все полулегальные отношения будут перекрыты, то мы практически вернемся на 10 лет назад за "железный занавес".

Таблица 7. Динамика численности трудовых мигрантов, выехавших из России, тысяч человек

Годы

Число трудовых мигрантов

всего

Мужчины

женщины

1994

8,1

-

-

1995

11,2

-

-

1996

12,3

11,1

1,2

1997

21,1

19,6

1,5

1998

32,5

29,6

2,9

1999

32,7

29,8

2,9

2000

45,8

40,0

5,8

Потенциал трудовой миграции из России

Вместе с увеличением реальных потоков трудовой миграции из страны происходит рост миграционных намерений, то есть возрастание потенциала трудовой миграции.

Выявлению потенциала трудовой миграции и ее роли в процессах адаптации российских граждан к условиям рыночной экономики были посвящены два выборочных опроса15 населения трудоспособного возраста, работающего на предприятиях и в организациях Москвы. Миграция (постоянная или временная) занимает определенное место в спектре адаптационных стратегий трудоспособного населения Москвы (таблица 8). С миграцией женщины связывают надежды на изменение социального статуса, качественный скачок в материальном благосостоянии, а иногда и смену всего образа жизни. Миграция может быть как "стратегией выживания", так и "стратегией успеха". В любом случае, трудовая миграция расширяет "поле выбора" возможных жизненных стратегий женщин, направленных на адаптацию к социально-экономическим реалиям наших дней.

Таблица 8. Приверженность трудоспособного населения различным адаптационным стратегиям, %

Стратегия поведения

1996

2000

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Работать, набираться профессионального опыта

46

54

49

54

Активно пробовать новые виды деятельности

22

26

16

25

Повышать свое образование, переучиваться

14

22

16

23

«Выгодно» выйти замуж, жениться

2

14

2

8

Уехать за границу навсегда, эмигрировать

3

2

6

3

Уехать за границу на временную работу

15

14

19

20

Меня вполне устраивает мое сегодняшнее положение

20

18

18

24

Другое

3

3

3

2

Примечание: общая сумма ответов в таблице превышает 100%, так как каждый респондент имел право указать несколько вариантов ответа.

В целом мужчины более ориентированы на эмиграцию, в трудовой же миграции ориентации практически совпадают. У женщин ориентация на временный выезд за рубеж для работы встречается почти в 7 раз чаще, чем на эмиграцию на постоянное жительство. За 5 лет между опросами произошло явное усиление роли миграции, как временной трудовой, так и на постоянное жительство, в спектре адаптационных стратегий населения, и в частности, женщин. В последнем случае рост составил с 14% в 1996 году до 20% в 2000 году.

Непосредственные миграционные ориентации женщин и мужчин, которые характеризуют потенциал временной трудовой миграции из страны, различаются более значительно. Если в 1996 году к активному потенциалу трудовой миграции можно отнести примерно 2-5% трудоспособного населения Москвы, то в 2000 году - уже 4-10%. Еще примерно 10-15% составляют так называемый пассивный или "спящий" потенциал. Однако при анализе этих данных необходимо учитывать, что в Москве миграционные намерения населения традиционно выше, чем в среднем по стране.

Более половины потенциальных мигрантов-женщин ориентируются на краткосрочную или среднесрочную трудовую миграцию - до одного года. Причем около 20% потенциальных мигрантов настроены на миграцию на срок до трех месяцев, т.е. на быстрый заработок и возврат домой. Основываясь на подобных предпочтениях, можно рекомендовать странам, осуществляющим миграционное взаимодействие, введение экспериментальных программ легальной краткосрочной трудовой миграции, обеспеченной определенной квотой рабочих виз, специально для женщин. Причем, предлагать такие или подобные программы должна Россия как более заинтересованная сторона. Принимающие страны вряд ли проявят инициативу первыми, хотя и они ищут пути снижения нелегальной миграции.

Таблица 9. Намерены ли Вы предпринимать активные действия по выезду в ближайшие 1-2 года?

Ориентации

1996

2000

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Да

7

2

13

4

Весьма вероятно

6

4

5

11

Может быть

28

24

25

25

Нет

59

70

57

60

Всего

100

100

100

100

Таким образом, три процесса идут параллельно, взаимно стимулируя и ускоряя друг друга: увеличение реальных миграционных потоков, развитие нормативно-правовой и институциональной инфраструктуры, обеспечивающей трудовую миграцию, и усиление миграционных намерений населения. Особенность сегодняшнего этапа состоит в том, что созданная нормативно-правовая база и институциональная инфраструктура трудовой миграции на выезд не могут обеспечить цивилизованную реализацию сложившихся миграционных намерений. Результатом этого является практически бесконтрольная деятельность теневых структур, обеспечивающих миграцию, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде маргинализации мигрантов. Эта ситуация особенно характерна для миграции женщин.

Женская миграция и торговля людьми: взаимосвязь проблем

Принимая во внимание, что открытая секс-работа и околосексуальная занятость обеспечивают большинство миграционных возможностей для молодых женщин, можно утверждать, что в большей своей части женская трудовая миграция является маргинальной сферой трудовых отношений. Нарушения прав человека в этой области являются массовыми и связаны не только с секс-занятостью. Четверть опрошенных женщин отметили, что вся работа за рубежом это - большой риск, еще 43% также ощущают некоторую опасность. 27% считают, что риск не больше, чем при работе в России. Менее 5% опрошенных считают себя защищенными при выезде за рубеж на работу и почти 60% заявили о своей полной незащищенности. Более 40% опрошенных согласились с тем, что многие женщины, выехавшие на работу за рубеж, попадают в рабские условия. Примерно столько же думают, что это преувеличение. И только около 5% не согласились с этим утверждением.

Благодаря материалам в СМИ многие потенциальные мигранты-женщины довольно хорошо осведомлены о тех опасностях, которые влечет за собой трудовая миграция (таблица 10).

Таблица 10. Осведомленность потенциальных мигрантов-женщин относительно возможных нарушений прав человека при трудовой миграции, %

Вид нарушения прав

Хорошо известно

Что-то слышала

Не известно

Изъятие паспорта

11

84

5

Ограничение свободы передвижения

14

64

14

Несоблюдение условий контракта (недоплата, большая продолжительность труда и др.)

25

66

2

Долговая кабала

9

61

20

Принуждение к секс-труду

5

82

5

Угрозы, насилие

5

66

18

В случае возникновения конфликтов большинство потенциальных мигрантов (около 70%) надеются на помощь российского консульства в стране въезда. На полицию и другие государственные структуры принимающей страны рассчитывает половина опрошенных, 30% знают о существовании неправительственных организаций и надеются на них; 30% полагаются на друзей, родственников, знакомых; 23% - на независимых юристов, адвокатов; 18% - на своего будущего работодателя. При этом практика показывает, что в настоящее время реальную помощь женщинам-мигрантам, попавшим в кризисную ситуацию за рубежом, оказывают как раз неправительственные и международные организации, в работе которых принцип защиты прав человека является преобладающим по отношению к отстаиванию национальных интересов. Полиция же, миграционные организации, а зачастую - и российские загранучреждения чаще руководствуются узко административными взглядами, с позиции которых отсутствие легального статуса мигранта является основанием для отказа в защите его прав.

В современной России проблема торговли людьми и сам термин впервые "легализованы" на государственном уровне в 1997 году16. В 2000 году Россия подписала Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (САТОС) и Протокол к ней "О предупреждении, пресечении и наказании торговли людьми, особенно женщинами и детьми"17. Торговля женщинами рассматривается как один из этих основных видов транснациональной организованной преступности, наряду с торговлей оружием и наркотиками.

Хотя проблема торговли людьми близко соприкасается с проблемами нелегальной миграции и контрабандной переправки людей через границы, эти понятия необходимо различать. В принципе торговля людьми допускает использование абсолютно легальных каналов для миграции (как с точки зрения въезда, так и пребывания в стране назначения), более того часто именно легальные каналы и инструменты используются криминальными группами. Такими инструментами являются, например, визовые схемы, используемые некоторыми странами. Заинтересованное в притоке женщин-мигрантов в индустрию развлечений, в начале 80-х годов Японское посольство в Филиппинах ввело так называемую визу работника индустрии развлечений; затем эта практика была распространена на другие страны. Это фактически предоставило легальную базу для секс-миграции. Сегодня такие визы выдаются и россиянам для работы в Японии и Швейцарии. Еще одним легальным визовым инструментом, используемым организаторами торговли для обеспечения законной основы для своего бизнеса, является "виза невесты", существующая во многих странах. Заключение смешанных браков через систему "невест по переписке" - один из каналов торговли женщинами. Во многих случаях невеста подбирается под конкретные экономические функции, осуществляется принуждение, например, к работе на ферме или обслуживанию старых родителей "жениха", одиноких или инвалидов. Фиктивный брак может являться и способом рекрутирования женщин на нелегальную работу в секс-индустрии.

Рассматривая женскую миграцию в рисковые сферы занятости как социальную проблему (т.е. не с точки зрения уголовного наказания, а с точки зрения принятия мер социальной политики), нельзя основываться на принципе "принуждения" и ограничиваться рассмотрением случаев насилия, которые находятся в компетенции правоохранительных органов. Во-первых, применение в международной трактовке понятия торговли людьми принципа принуждения к проституции как проблемообразующего признака18, фактически превращает данную проблему в криминальную, уводит ее от социального контекста, который как раз и заключается в том, чтобы найти социальные причины, способствующие секс-занятости, и меры социальной политики, способные ограничить это явление. Во-вторых, часто (например, говоря о работе в сфере развлечений) о добровольности предоставления женщиной секс-услуг можно говорить лишь относительно. Во многих случаях это "вынужденная добровольность" , продиктованная установившимся режимом этой занятости, - выбор в условиях, когда нет другого выбора. В-третьих, применение "принципа насильственности" сужает контингент женщин-мигрантов, нуждающихся в особых механизмах защиты прав, например, теми мигрантами, которые были вовлечены в проституцию насильственно .

Острота социальных проблем, связанных с женской трудовой миграцией, не должна заслонять в целом положительного смысла самой миграции. Расширяя поле социальных возможностей, миграция реально помогает женщинам добиваться успеха, достигать своих целей. Маргинальность женщин-мигрантов - это социальный конструкт, отражающий общую гендерную асимметрию в социальной сфере (низкий социальный статус женщин, неравноправное положение в семье, сдвиг в сторону низкооплачиваемых секторов занятости). Это означает, что государство должно предпринимать соответствующие меры в рамках социальной и экономической политики, включая миграционную, чтобы хотя бы до некоторой степени преодолеть создавшееся положение.


1 - По оценкам ООН и МОТ (Labor migration // International migration policies. UN Dep. of econ. and social affairs. Population division. NY, UN. 1998. P. 87-172).
2 - Stalker P. Workers Without Frontiers. The Impact of Globalization on International Migration. USA, ILO, Lynne Rienner Publishers, 2000.
3 - Castles S., Miller J. The age of migration. International population movements in the modern world. London, 1993
4 - Sassen S. Transnational economies and national migration policies. Institute for Migration and Ethnic Studies, University of Amsterdam, 1996; Gershuny J, & Miles, I. The new service economy. The transformation of employment in industrial societies. N.Y.: Praeger, 1983.
5 - Малышева М., Тюрюканова Е. Женщины в международной трудовой миграции // Народонаселение. 2000. №2. С. 91-101.
6 - Преступление и порабощение. Разоблачение секс-торговли женщинами из стран бывшего СССР // Доклад Всемирной сети за выживание. 1997.
7 - Traffic in human beings in OECD perspective. Geneva, 1999.
8 - Hamilton N. & Chinchilla N. Global Economic Restructuring and International Migration: Some observations based on the Mexican and Central American experience. 1995. C. 206.
9 - Population in Europe and North America on the Eve of the Milenium: Dynamic and Policy Resppponses // Regional Population Meeting 7-9 December 1998, Budapest, Hungary. UN, New York and Geneva, 1999. P. 18.
10 - Красинец Е, Кубишин Е, Тюрюканова Е. Нелегальная миграция в Россию. М.: Academia, 2000. С. 82.
11 - Малышева М., Тюрюканова Е. Женщина. Миграция. Государство. М.: Academia, 2001.
12 - Подробнее о характеристиках и специфике женской трудовой миграции из России см.: Тюрюканова Е. Женщины в поисках работы за рубежом: трудовая миграция женщин из России // Материалы I летней школы по гендерным исследованиям. М.: МЦГИ, 1997. С. 110-120.
13 - Одной из целей опроса было выяснение отношения потенциальных мигрантов-женщин к различным видам занятости, пользующимся повышенным спросом на зарубежных рынках. Опрос был адресован женщинам, которые имеют намерение выехать за рубеж для временной работы по массовым профессиям. Анкета была опубликована в газете "Иностранец" ["Да. Нет. Смотря сколько за это заплатят" (Иностранец. 2000. №20; №42.)]. Ответы поступали по почте практически из всех регионов страны: от Иркутской до Тверской области (Байкальск, Уфа, Волгодонск, Казань, Самара, Воронеж, Кирово-Чепецк, Сочи, Пермь, Тула, Новокузнецк, Санкт-Петербург и др.). Получено 165 заполненных анкет. Из опрошенных 10% уже имеют варианты выезда, около половины - ищут работу в настоящее время, остальные намерены начать поиски. Ниже приводятся некоторые результаты этого опроса.
14 - Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. РГГУ, 2001. С. 11.
15 - Исследования были проведены в 1996 и 2000 г. при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 00-02-00105а). Программа опроса, инструментарий и параметры выборок обеспечивали сопоставимость данных. Целью было выявить и измерить миграционные ориентации населения. Объем выборки - 404 и 465 человек соответственно. Выборка репрезентативна для населения Москвы трудоспособного возраста по основным характеристикам (возраст, пол, образование, профессиональный состав). Результаты этих опросов приведены ниже.
16 - Преступление и порабощение. Разоблачение секс-торговли женщинами из стран бывшего СССР // Доклад всемирной сети за выживание. М., 1997. С. 5.
17 - Protocol to Prevent, Suppress and Punish Trafficking in Persons, Especially Women and Children, Supplementing the United Nations Convention Against Transnational Organized Crime. UN, 2000.
18 - См., например: Traffic in human beings in OECD perspective. Geneva, 1999.
 
Поздравляем
Контакты
Площадь Восстания
Режим работы:
пн.-пт.с 10:00 до 19:00
сб.с 11:00 до 17:00
вс.выходной
Цены, сроки, условия
 Роспромперсонал
   Комитет миграционного контроля. Санкт-Петербург  
Rambler's Top100